Что
вижу я, когда говорят о Контакт-центре
Во время своей работы в
Контакт-центрах я сталкиваюсь с тем, что меня учат как нужно, что должно
быть и как не надо. Я устал спорить на эти темы, и зачастую вынужден идти
лобовыми методами, приводя в пример разные вариации существующих практик и
запрашивая стандарты работы, раскладывая экономику и экстраполируя на
существующие подразделения.
У всех в голове уже
сложилось, что должен делать Контакт-центр, за какие деньги и сколько, и
спорить без основательных доводов, как минимум бесполезно. Например, отдел
юристов является Контакт-центром? Нет!? А почему? Звонков мало… А секретарь
– это Контакт-центр? Он один, а в Контакт-центре операторов много… А если 2
секретаря, или 5? Все равно не Контакт-центр?
Я руководил Контакт-центром
из 2 операторов, и это был Контакт-центр.
Вы точно знаете, что
такое Контакт-центр?
Попытаемся сформулировать
видение снаружи – сколько угодно людей, запертых в одной комнате, отвечающих
на звонки за копейку в месяц до налогообложения включая ЕСН.
Что бы понять, что из себя
представляет Контакт-центр, нужно обратится к крупным компаниям, которые
завязаны на мелкую розницу. Самый лучший пример – операторы сотовой связи.
Но к ним не пустят, а вот Аутсорсинговые Контакт-центр, которые ведут
жесткую конкурентную борьбу за каждого клиента, с огромным удовольствием
поделятся нужной Вам информацией. Но и тут без подвоха никак – розовые очки
на Ваши недействительные потребности. Увы, но придется разбираться - долго и
упорно. А Вы умеете по-другому получать результат?
Вероятно, есть книги или
специалисты, которые готовы будут за 12 минут рассказать обо всех
технологиях. Ни того, ни другого. Последняя стоящая книга – «Контакт center
на 100%» А.Самолюбовой. У меня она датирована 2004 годом, а писалась и того
раньше. А специалистов можно на пальцах пересчитать.
Основные задачиЧто я слышу от всех и
каждого, за редким исключением: нам нужен Контакт-центр для приема звонков,
клиент должен получить ответ и консультацию, совершить покупку и т.д, у нас
уже есть операторы, они в курсе всего, им нужен руководитель, который
заставит их работать!
Где бы я не работал, передо
мной всегда ставилась одна задача – минимум затрат, максимум результата. На
вопрос, что такое результат, все отвечают однообразно, это либо отличные
продажи, либо довольные клиенты. О планке минимума затрат, я даже не
спрашиваю, ответ очевиден. И всегда я начинаю с одного и того же – я вырезаю
существующий аппендикс, и пришиваю другой орган.
Что же из себя
представляет Контакт-центр сегодня?Начнем с того, что все-таки,
это штат специалистов, работающих, как и другие подразделения, по
регламентам и НМД, обеспечивающийся звонками за счет специализированного
оборудования, таким образом, чтобы нагрузка была равномерной и исходя из
навыков и компетенций данных специалистов.
Поднимем вопрос: чем
отличается штат из 5 секретарей на телефоне, или отдел продаж, от
Контакт-центр?
Первично, это все-таки набор
навыков и знаний, позволяющий обслуживать непрерывный поток звонков. Отсюда
исходит сам функционал Контакт-центр, который не может быть по своей сути,
завязан на полную индивидуальность или высокие познания в узкой области. Это
специалисты, которые лезут на амбразуру, имея возможность ответить на
200-300 (можно и больше, все зависит от специфики) разных вопросов в течение
8 часового рабочего дня абсолютно разным респондентам. Основная функция –
принять максимум вызовов с минимальными расходами, таким образом, чтобы
клиент был обслужен.
Квалификация людей, также
исходит из этих потребностей. Это не профессионалы в Вашей области, которые
знают продукт/услугу с какой либо стороны. Это полноценные «троечники» во
всех областях, логики, с навыками коммуникации и великой
стрессоустойчивостью (хотя бы потому, что от личного контакта, контакт по
телефону для респондента, более свободный, необязывающий, и можно говорить
что угодно, как угодно и кому угодно).
Учитывая все эти показатели,
картинка более или менее начинает проясняться, и мы начинаем понимать, что
возложить глобальную обязанность - «сделать все» - не получится. Но умело
используя данный инструмент, можно получить очень хорошие результаты.
Учитывая квалификацию, нагрузку и затраты, которые мы стараемся
минимизировать, мы можем сделать сценарий работы с клиентом по основному
объему обращений, остальные мы можем переводить, или фиксировать для
дальнейшего контакта специалистами. В итоге, что мы получаем, все отделы
освобождены от потока звонков, которые отвлекают от основного массива работы
– качество специалистов выше, загрузка профильная, затраты на звонки
сокращены.
Можно было бы и
остановиться, но рано… еще рано… Что мы можем еще получить?
А очень простые ассигнации
клиентского интереса, выясняя простые потребности в виде коротких вопросов,
и расширяя кругозор клиентов за счет попутной информации. А еще мы можем
получить круглосуточный сервис. Конечно, он не будет специализированным, но
вполне круглосуточным, что порой клиенту более важно, чем решение его
вопроса – зачастую ему надо выговориться и обсудить вопрос, а решение его
может быть отложено до утренней консультации со специалистом.
А теперь зайдем с другой
стороны, - если Вам нужно оповестить клиентов или, например, сработать на
опережение, позвонить самим. Тут без Контакт-центра не обойтись.
Кстати, я не верю ни одному
человеку, кто скажет, что Контакт-центр отлично продает. Контакт-центр не
может продавать. Только предпродажная подготовка.
Где
заключается сделка?Вполне реально, что Ваш
продукт может и дистанционно быть оплачен и получен, но продавать он не
будет, это уже будет не поток звонков, а самый обычный отдел продаж. Просто
разделяйте эти понятия.
Оборудование
Контакт-центраIT часть не менее интересна.
Здесь один ход мыслей - можно обойтись и домашними аппаратами. Не важно,
есть понимание, что такое оборудование Контакт-центра, или его совсем нет.
Все совсем не так, и все
зависит от ваших потребностей и объемов. Например, если вам не нужен IVRсо
сложной структурой ветвления и разделения по другим параметрам, не нужно
транслировать данные в CRM систему, нет необходимости в наличии большого и
сложного древа групп операторов, - то вполне можно обойтись мелкими
решениями за очень небольшие деньги. Можно даже бесплатные решения поискать,
правда, они требуют поддержки, так что если есть технические ресурсы –
вперед. Но я привык доверять надежным поставщикам Avaya и Cisco, даже у них
есть малые решения на Контакт-центр до 20-30 человек. А если вдаваться в
подробности, то можно еще много чего урезать из системы, т.к. скорее всего,
Вы даже не захотите учиться и разбираться. Но если рассматривать большие
компании, то здесь нужно подойти со всей ответственностью, и закладывать в
первую очередь не массивы отчетов, а потенциал расширения. Скупой платит
дважды, а дурак трижды.
Поэтому прежде чем говорить
- оцените рынок поставщиков, послушайте что говорят другие руководители
Контакт-центров: кто чем доволен, чем нет, проведите тендер. Что Вам мешает?
Нет времени!? А деньги есть? А теперь представьте, сколько Вы сэкономите
денег, потратив на изучение вопроса 2-3 дня…
ЗаблужденияЕсли говорить о заблуждениях,
то стоит отметить и тот факт, что есть и тот кусок, который совсем никто не
видит. Например, кто-нибудь понимает термин «распределение нагрузки», «уровень
сервиса», «граница сервиса»? Терминов больше, значительно больше, и в ходу
они на английском.
Предлагаю пофантазировать:
линия работает круглосуточно, только по Москве, продукт массового
потребления, представим, что это не услуга.
Итак, с чего лучше начать? И
чем закончить?
А задача все та же: максимум
результата, минимум затрат.
Первое, что я делаю: я
стараюсь узнать потенциальное количество звонков и длительность, естественно
среднюю (первично больше ничего не нужно. Моделировать и прогнозировать? О,
до этого еще как до китайской границы).
Например, мы узнали – 1000
звонков в день по 5 минут.
Предлагаю посчитать, сколько
нужно людей.
Например, 1000 звонков * 5
минут / 60 минут в часе / 24 часа в сутках = 3,47 человека Смешно!? Очень!?
Но многие так и считают, а потом удивляются, что качество обслуживания
клиентов на нуле.
Какие были допущены
ошибки:
-
Звонки не идут
равномерно в течение суток. Необходимо расписать нагрузку на неделю, тут
тоже будет разница между днями недели, потом только в сутках разложить
по часам. И тут вообще многое станет понятно, но изменить не получится,
Вы ведь не заставите клиента звонить, когда Вам нужно, он звонит сам и
по своему расписанию. Есть еще понятие «управление очередью», но
пожалуй, не сейчас и не здесь. Кстати, есть чудная формула Эрланга,
которая чудно считает очередь. Я видел проекты в работе с формулой,
экономии не будет. Программа считает с учетом уровня сервиса, т.е.
потенциально потерянных звонков, но идет увеличение штата на 15-20%.
-
Оператор имеет не только
длительность разговоров, но еще и удержание клиента на линии, снятие
трубки, заполнение формы, перерывы, обучение и много других разных
временных затрат. Максимум что я видел, так это загруженность 60%, т.е.
оператор разговаривает 36 минут. Можно и больше, но человек сгорает за
каких-то пару месяцев. Все бы хорошо, можно потом нанять нового. Но что
вы будете делать, когда рынок труда достигнет дна. И как Вы считаете,
затраты на поиск и обучение будут меньше?
-
Еще есть отпуска и
больничные.
-
Еще оператора не
вызовешь на работу на час или два в пиковую нагрузку.
-
И много чего еще стоит
учесть, много что еще влияет.
Поэтому прежде чем бросаться
в бой, сделайте анализ, попробуйте провести прогноз, посчитать. Ну а если не
получается, то пригласите специалиста. Как правило, у реальных знатоков
Контакт-центр рука так набита, что получить статистику можно будет в течение
нескольких дней, если, конечно, есть хоть какие-то зацепки и цифры. А
расписать первичную структуру анализа и прогноза, и подсказать, откуда брать
цифры, выдать основные рекомендации – для специалиста несколько часов
работы.
Константин Вечкаев, директор
по работе с клиентами в "Sunlight"