Эксперты маркетингового
консалтинга Института проблем предпринимательства в ноябре 2018 – январе
2019 года провели всероссийское исследование рынка CRM.
Исследование проводилось
методом телефонного опроса представителей организаций. Объем выборки
составил более 1600 компаний во всех регионах РФ. Выборка квотировалась по
3-м критериям: регион нахождения, основная сфера деятельности, размер
бизнеса.
Структура
компаний-респондентов в исследовании соответствует отраслевой структуре
бизнеса в России.
При расчете данных по общей
выборке специалистами Института проблем предпринимательства использована
процедура перевзвешивания, с учетом доли предприятий каждого федерального
округа от общего количества предприятий на территории РФ.
Для максимально возможной
«очистки» базы компаний-респондентов от несуществующих фирм, в нее были
включены предприятия, сдающие отчетность в налоговые органы и Росстат.
Исследование рынка показало,
что лидером среди компаний-разработчиков CRM по всем показателям (рейтинги
известности, внедрение) является сервис Битрикс24. По уровню спонтанной и
наведенной известности, со значительным отставанием от лидера, на втором
месте Мегаплан, на третьем - AmoCR. По числу внедрений AmoCRM на третьем,
Мегаплан на 5 местах соответственно. По оценкам экспертов ИПП доля лидера
составляет 39% от числа внедренных в России CRM-систем.
По расчетам наших
специалистов, на сегодняшний день 14% российских компаний или примерно
каждая 7-я, используют CRM-системы.
Учитывая, что доля компаний
в России, где компьютерами оборудовано более половины рабочих мест,
составляет около 40%, рынок CRM-систем в РФ является перспективным.
Чаще всего CRM внедряют
компании из новых отраслей экономики: IT, телекоммуникаций, R&D. В
перспективе эксперты ИПП ожидают роста числа внедрений CRM–систем в сфере
оптовой торговли, финансов, страхования.
Основные вопросы
исследования с процентной раскладкой ответов:
1. Уровень компьютеризации
российских компаний и их сотрудников
-
Более 75% сотрудников -
30%
-
До 10% сотрудников -
28,8%
-
От 26% до 50%
сотрудников - 17,5%
-
От 11% до 25%
сотрудников - 11,8%
-
От 51% до 75%
сотрудников - 10,7%
-
В компании нет
компьютеров - 1,2%
Вывод: уровень компьютеризации
российских компаний, в которых от половины всех сотрудников и больше
оснащены компьютерами, 40,7% (сумма пунктов a и е)
2. Уровень внедрения
CRM-систем в России
-
Мы никогда не слышали о
CRM - 63,7%
-
У нас нет CRM и мы не
планируем ее внедрять - 19,3%
-
Да, у нас в компании
внедрена CRM, это первая CRM с которой мы работаем - 9,9%
-
Да, у нас в компании
внедрена CRM, это НЕ первая CRM с которой мы работаем - 4,1%
-
Наша компания планирует
внедрить CRM - 1,7%
-
Мы отказались от
использования CRM, она была, но мы не будем внедрять новую - 1%
Выводы:
– 63,7% российских компаний никогда не слышали о CRM-системах
– Уровень внедрения CRM-систем среди российских компаний – 14% (сумма
пунктов c и d)
3. Знание
компаний-разработчиков CRM. Спонтанный рейтинг. Респондентам задавался
открытый вопрос «Какие CRM-системы вы знаете?»
-
Битрикс24 - 11%
-
Мегаплан - 2%
-
AmoCRM - 2%
-
Microsoft Dynamics CRM -
1%
-
Другие - 3%
Вывод: Битрикс24 — самая
известная CRM-система в России по спонтанной известности. Ее знают 11%
компаний
4. Знание
компаний-разработчиков CRM. Наведенный рейтинг. Респондентам задавался
закрытый вопрос «Выберите из списка те CRM-системы, которые вы знаете»
-
Битрикс24 - 18%
-
Мегаплан - 7%
-
AmoCRM - 4%
-
CRM «Простой бизнес» -
3%
-
Salesforce - 2%
-
SAP - 2%
-
Zoho - 2%
-
BPM’online - 1%
-
SugarCRM - 1%
Вывод: Битрикс24 — самая
известная CRM-система в России по наведенной известности. Ее знают 18%
компаний
5. Доля внедрений CRM в
российских компаниях по производителям
-
Битрикс24 - 5,5%
-
Собственная разработка -
1,9%
-
AmoCRM - 1%
-
CRM «Простой Бизнес» -
0,2%
-
Мегаплан - 0,1%
-
Трудно сказать - 1,2%
-
Другое - 0,9%.