Watcom Group, специализирующаяся на анализе
посетительских потоков в торгцентрах и магазинах, готовится вывести на этот
рынок технологию распознавания лиц. Ее партнером станет создатель алгоритма
FindFace компания NtechLab. Технология позволит торговым площадкам, в частности,
получать сведения о возрасте, поле, поведении и эмоциях покупателей.
Watcom
Group подписала договор о сотрудничестве с NtechLab, его смысл сводится к
созданию на базе технологии распознавания лиц FindFace решения для сбора
информации торгцентрами и ритейлерами. Об этом “Ъ” рассказали представители
самих компаний. Условия сотрудничества стороны не раскрывают. Гендиректор
«Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров предполагает, что разработка решения
может стоить от 30 до 100 млн руб., в зависимости от уровня и точности сбора
данных. По его подсчетам, базовая стоимость продукта для небольшого торгцентра
или гипермаркета может составить 15 млн руб.
Технология FindFace стала широко известна в начале 2016 года благодаря созданию
веб-сервиса, позволяющего найти страницы пользователей «ВКонтакте» по их
фотографии. Решение на базе этого алгоритма применялось для обеспечения
безопасности в период чемпионата мира по футболу летом 2018 года.
Гендиректор Watcom Group Роман Скороходов объясняет, что система распознавания
позволит точно подсчитывать поток, число повторных визитов, вычислять конверсию
от посетителя к покупателю. По его словам, торговые площадки смогут
анализировать данные о поле, возрасте, эмоциях клиентов, отслеживать перемещения
каждой из заданных групп. Решение позволит следить за сотрудниками, предоставляя
статистику их перемещений, выявлять случаи мошенничества и факты присутствия
нежелательных посетителей.
Но
учредитель АНО «Право Роботов» Никита Куликов сомневается, что это возможно. По
его словам, агрегатор в любом случае захочет получить дополнительные сведения о
посетителях и вряд ли столкнется со сложностями: технологии уже давно научились
за доли секунды получать максимум данных через идентификационный номер телефона
и зарегистрированные сим-карты. Эксперт указывает, что работа систем
распознавания лиц не противоречит действующему законодательству: «Сейчас
появляется много новых типов данных, указания на использование которых нет в
законе о защите персональных данных». По его мнению, спорной остается сама
концепция использования сведений. «Ритейлеры будут применять их для увеличения
своей прибыли, в то же время никакой выгоды собственникам этих данных —
физическим лицам — это не принесет»,— рассуждает он. На этом фоне, по мнению
господина Куликова, сбор информации о посетителях торгцентров должен привлечь
внимание Роскомнадзора.
Сейчас
ритейлеры уже активно следят за своими клиентами. В пресс-службе «Ленты»
пояснили, что сеть формирует персональные предложения покупателям на основе
собственных данных из профиля карты лояльности. При этом в «Ленте» пояснили, что
компания планирует следить за алгоритмом Watcom и NtechLab. В пресс-службе
группы «М.Видео-Эльдорадо» заинтересовались возможностью использования системы.
kommersant.ru