Как будет развиваться рынок BPM и
какие тренды окажут на него наибольшее влияние? Чего заказчики ждут
от современных BPM-инструментов? Об этом и многом другом изданию
CNews рассказал Алексей Клочков, коммерческий директор Террасофт.
CNEWS: Как вы оцениваете
российский рынок BPM? Насколько он конкурентен?
Алексей Клочков:
Российский рынок показывает постоянный рост: все больше компаний
проявляют интерес к BPM-системам. Спрос, в свою очередь, порождает
предложение: на рынке уже есть ряд сильных игроков — это как крупные
глобальные компании, так и локальные производители. Первые обладают
многолетней экспертизой в создании BPM-систем, при этом их продукт
довольно дорогостоящий и не вполне учитывает особенности российских
компаний. Вторые создают отлично адаптированные к местному рынку
системы и постоянно улучшают их характеристики, чтобы в полной мере
соответствовать требованиям заказчиков. Да, пока что опыт российских
вендоров не настолько внушительный, как у их зарубежных коллег, но
это вопрос времени.
CNEWS: Вы были одними из первых
игроков на российском рынке BPM. Как вы пришли к этому направлению,
как менялся спрос на BPM-решения?
Алексей Клочков: Мы
работаем на рынке корпоративного ПО уже более 16 лет, долгое время
концентрируясь на развитии готовых CRM-решений для компаний
различных отраслей. При этом основой наших продуктов всегда были
инструменты управления бизнес-процессами, так как мы уверены, что
построение идеальных взаимоотношений с клиентами без идеально
работающих процессов невозможно. Со временем мы начали наблюдать
повышение интереса со стороны заказчиков именно к нашей
BPM-платформе, поэтому выделили ее в отдельный продукт — bpm’online
studio.
При
этом мы видим, что если раньше предприятия в основном внедряли
решения точечно, для оптимизации наиболее «горящих» процессов, то
сейчас все чаще бизнес хочет управлять всем контуром задач и делать
это централизованно. И это неудивительно — только комплексный подход
позволяет получить максимум от технологий BPM.
CNEWS: Кто ваши основные
заказчики?
Алексей Клочков: В
первую очередь BPM-технологии интересны крупным компаниям с сотнями
сложных разветвленных процессов, которые затрагивают работу разных
подразделений, а результат зависит от множества факторов. При этом
зачастую индустрия не имеет значения — процессный подход к работе
актуален как для ритейла или промышленности, так и для
государственных учреждений.
Например, ЕВРАЗ, один из ведущих производителей стали в мире,
использовал технологии bpm’online с целью автоматизации HR-процессов
— в результате была оптимизирована работа более 50 000 сотрудников,
а сам проект стал BPM-проектом 2017 года. Нефтяная компания «Татнефть»
автоматизировала уже существующий центр обслуживания бизнеса —
подразделение, которое предоставляет широкий спектр сервисов
сотрудникам, от ИТ-услуг до оформления командировок. Таких примеров
— множество: СИБУР, Банк «Возрождение», Tele2 и другие.
CNEWS: Чего хотят ваши
заказчики? Какие задачи они решают с помощью ваших продуктов?
Алексей Клочков:
Конечно, заказчиков интересует быстрое внедрение ИТ-решений и
адаптация пользователей — в текущих условиях рынка ни один бизнес не
готов ждать старта работы новых продуктов годами. Для удовлетворения
этого запроса мы активно развиваем Маркетплейс — онлайн-площадку
готовых дополнений и коннекторов к разным системам, которые можно
быстро установить и начать использовать. А интуитивно понятный
интерфейс и использование интеллектуальных технологий позволяет
быстро обучить сотрудников работе с системой.
Также
заказчики хотят самостоятельно адаптировать BPM-систему под запросы
бизнеса. Bpm’online является low-code платформой, то есть позволяет
пользователям быстро, без привлечения разработчиков и дополнительных
ресурсов модифицировать систему.
Кроме
того, крупные компании оперируют множеством бизнес-процессов, для
управления которыми нужно ежедневно обрабатывать огромные массивы
данных. Таким предприятиям необходима высокопроизводительная
платформа, которая будет способна поддерживать работоспособность в
условиях сверхнагрузок.
Среди
задач, которые решают заказчики bpm’online, — автоматизация
нестандартных бизнес-процессов компании, а также обеспечение
согласованности всех процессов предприятия. Бизнес-аналитику нужны
инструменты для быстрой настройки и автоматизации сквозных процессов,
а пользователям — инструменты для более эффективно выполнения своих
ежедневных задач в единой среде.
CNEWS: Ощущаете ли вы серьезную конкуренцию
со стороны западных игроков?
Алексей
Клочков: Как я уже говорил, рынок BPM довольно
конкурентен — на нем представлены множество вендоров, многие из которых уже
довольно давно создают и совершенствуют BPM-продукты. Но несколько факторов
позволяют нам уверенно чувствовать себя на российском рынке. Во-первых, уже
упомянутый недостаток экспертизы западных вендоров в работе с локальными
заказчиками. Во-вторых, успешный опыт реализации BPM-проектов и развитая
партнерская сеть. В-третьих, платформа и продукты bpm’online ежегодно
завоевывают престижные награды, а также высоко оцениваются ведущими
аналитическими агентствами мира, в том числе Gartner и Forrester.
CNEWS: Какие технологические тренды
актуальны на рынке BPM-решений?
Алексей
Клочков: Мы выделяем несколько трендов, которые
будут влиять на развитие рынка BPM в ближайшие годы. Во-первых, это
стремительное распространение интеллектуальных технологий, таких как
искусственный интеллект или машинное обучение. Они помогают автоматизировать
выполнение рутинных задач, быстрее получать необходимый результат, а также
повысить скорость и качество принятия решений.
Второй тренд —
low-code платформы. Это один из тех инструментов, благодаря которому предприятия
могут адаптироваться к постоянно меняющимся условиям рынка. Возможность
модифицировать и кастомизировать BPM-системы без или с минимальным
использованием программирования позволяет компаниям ускорить внедрение новых
решений, а в результате — быстрее достигать бизнес-целей.
Еще один важный
тренд — повсеместная интеграция с разными системами. Появляется все больше
готовых коннекторов, развиваются API и пользовательские инструменты для быстрой
интеграции с другими инструментами. Кроме того, продолжают активно развиваться
облачные платформы и сервисы, которые значительно снижают расход финансовых и
временных ресурсов бизнеса.
CNEWS: Как развивается ваш продукт? У вас
есть четкая стратегия или вы ориентируетесь на запросы клиентов?
Алексей
Клочков: Продукты bpm’online развиваются под
влиянием двух факторов. В первую очередь, мы следуем нашей миссии и фокусируемся
на создании таких продуктов, которые помогут компаниям быстрее внедрять
инновации и достигать нужных результатов. Второй фактор — обратная связь от
пользователей. Мы на постоянной основе собираем отзывы обо всех наших продуктах
и используем их при подготовке очередного пакета обновлений. В результате такого
подхода мы выпускаем несколько больших релизов в год, которые охватывают
глобальные улучшения системы, а также регулярные пакеты обновлений каждые 3-4
недели.
С инструментами
для автоматизации процессов нам все понятно — мы активно от версии к версии их
развиваем. Но у нас накопилось достаточно много пожеланий от бизнес-аналитиков и
других наших пользователей касательно инструментов, которые могли бы упростить
этапы создания и описания процессов. Эти этапы, как правило, являются сложными и
длительными, что влияет на скорость внедрения изменений в масштабах всей
компании. Поэтому сейчас мы активно работаем над новым продуктом — bpm’online
designer — с картой процессов, режимом совместного редактирования и
комментирования процессов, а также множеством других востребованных функций для
специалистов по бизнес-процессам. Продукт готовится к выходу в первом квартале
2019 года и будет доступен пользователям по модели “freemium”. Я уверен, что он
станет прорывом на рынке BPM.
(интервью изданию CNews)