Исследование: Только 6% украинских предприятий
активно используют CRM-системы, остальные ведут учет клиентов с помощью
офисного/бухгалтерского ПО и бумаги
***
Компании GfK Ukraine и «Битрикс24»
опубликовали результаты совместного исследования того, как украинские компании
используют IT-технологии для управления продажами. Согласно полученным данным,
треть украинских компаний вообще не контролируют процессы работы с клиентами и
не управляют своими продажами. Более 24% компаний позволяет своим сотрудникам
вести базу клиентов самостоятельно, а для учета контактов 61% компаний
ограничиваются только Excel. Кроме того, в 3% компаний для сбора отчетности о
работе с клиентами до сих пор используют бумагу.
В 2017 году только 6% украинских предприятий
активно использовали системы для управления взаимоотношениями с клиентами (CRM).
Такой низкий уровень систематизации в стране связан со слабым распространением в
малом и среднем бизнесе знаний о CRM-технологиях. К примеру, 68% опрошенных
предпринимателей не знают и никогда не слышали о СRM. Тем не менее по прогнозам
GfK Ukraine и «Битрикс24» в ближайший год Украину ждет значительный рост, так
как доля компаний, которые планируют осваивать технологии для управления
взаимодействием с клиентами, должна увеличиться в 2 раза. Ожидается, что уже к
2019 году более 12% компаний в стране будут использовать CRM-системы.
Уровень проникновения CRM-технологий на
украинских предприятиях составляет всего лишь 6% , из них основная масса
компаний сосредоточена в Киеве – 21%. Это предприятия из сферы ритейла, IT,
услуг социальных сфер и промышленности. Как показали результаты исследования,
94% компаний в Украине работают с клиентами с помощью «подручных средств» и не
хотят вкладываться в технологии.
Среди 61% опрошенных компаний основным
инструментов для ведения базы клиентов является Excel, а в 3% компаниях для
сбора отчетности о работе с клиентами используют бумагу. Кроме того, 24%
респондентов пытаются регулировать процесс работы с клиентами с помощью
бухгалтерских программ «1С» и medoc (4%). При этом 86% компаний заявили, что в
ближайший год не собираются менять процесс взаимодействия и внедрять CRM-технологии.
Несмотря на то, что 69% компаний так или иначе
могут контролировать процесс продаж, половина из них (31%) не может управлять
продажами на своих предприятиях. При этом 21% опрошенных компаний позволяют
своим сотрудникам вести базу самостоятельно и не требуют ведения единой
клиентской базы.
80% респондентов отмечают при выборе CRM
простоту использования, простоту внедрения и технические возможности. Отзывы о
компании-разработчике оказались наименее важными, так как их упомянули только 8%
из опрошенных компаний. Основными игроками среди CRM-систем на рынке Украины
респонденты отметили 28% — Битрикс24, 15% — Terrasoft, 9% — Amocrm, 7% —
Мегаплан, 5% — Salesforce, 4% — Zoho, 3% — OneBox.
Большая часть респондентов (66%) отмечает, что
именно руководители среднего звена получают существенное облегчение в рабочем
процессе, когда установлена CRM. На втором месте (62%) высшее звено и лишь 38%
отмечают рядовой персонал. Почти 69% опрошенных заявили, что отдел продаж – это
самые активные пользователи CRM в их компаниях, потому что они напрямую работают
с базой клиентов, фиксируют все взаимоотношения, отслеживают продажи. На втором
месте отдел финансов и бухучета (57%), так как им нужен доступ к юридическим
данным и контрактам клиентов, которые хранятся в CRM. Третье место делят
поддержка клиентов (52%) и маркетинг (51%) для отслеживания рекламных кампаний,
поведения клиентов, изучения запросов и скорости обслуживания.
Отметим, что в опросе GfK Ukraine и
«Битрикс24» принимали участие более тысячи компании среднего, малого и крупного
бизнеса из различных отраслей по всей стране.
Источник: GfK Ukraine, «Битрикс24»