"Михаил Токовинин собрал на amoCONF
25 000 человек, но потерял $1 млн. Это успех?"
Михаил Токовинин не
скрывает своего отношения к посетителям его потлач-шоу:
"В
середине 2000-х появились новые рок-звёзды — стартаперы. Сегодня
15-летний подросток, который ищет короткий путь к большим деньгам, не думает о
гитаре. Он думает о стартапе. И вот когда всё это начало набирать силу, молодёжь
захотела новый вид рок-концерта. Бизнес-конференция — это, по сути, рок-концерт.
На неё идут, чтобы приобщиться, чтобы научиться, чтобы понять, как это работает".
А потлач-шоу amoCONF
обслуживают
людей, у которых есть мутация предпринимательства, или тех, которые думают, что
у них есть такая мутация. Вот выдержка из статьи в журнале "Секрет фирмы":
"Мне
кажется, желание делать бизнес — такой врождённый дефект. Это же глупость
несусветная. Так уж, начистоту. Шансов на успех мало, сил требуется много. Но
некоторые люди по-другому не могут.
Кто-то называет это тщеславием,
желанием работать на себя, а не на дядю. Кто-то назовёт это азартом: пусть
шансов мало, но выигрыш большой. А я думаю, люди такими рождаются — с желанием
сочинять и создавать.
— Получается, бизнес-конференции не воспитывают новых
предпринимателей. Они просто обслуживают людей, у которых есть эта мутация.
— 100%. Берут тех, у
которых есть эта мутация, а также тех, кто только думает, что у него есть эта
мутация, и дают им немножко воли, немножко мотивации… "
Важно, что цель шоу - красиво
потратить 1 000 000 долларов. Никто не должен обвинить Михаила, что от шоу
есть полезный доход. Потлач должен быть абсолютный:
"— Сколько вы потратили в этот раз?
— Порядка $1 млн убытков это принесло. Грубо
говоря, за каждого человека, который 4 апреля пришёл в «Олимпийский», мы
заплатили 2000 рублей. Точнее, я заплатил. Я — самый большой спонсор этого
мероприятия.
— Не компания?
— Ну а что такое деньги компании? Мы же
прибыльны. То есть любой рубль, уплаченный предприятием, — это не выплаченная
мне прибыль.
— Сколько заработали на билетах,
на стендах?
— Несколько десятков миллионов рублей,
типа того. Но это наша принципиальная идеологическая позиция. Для нас это
маркетинговый проект. Нам важно, чтобы никто не мог нас обвинить в том, что мы
на нём зарабатываем".
Впрочем, от шоу-потлача есть польза. Он привлекает внимание
масс, даже той молодежи, которая может прийти на Сергея
Шнурова и группу «Каста», но никогда бы
не подумала купить amoCRM. Но теперь купит! CRM
- он лучше Чупа-чупс!
По материалам secretmag.ru