Российский риэлторский рынок переживает достаточно сложные времена. Но
кризис не только снижает продажи, но и очищает отрасль от засилья
непрофессионалов, считают крупные игроки. Снижение конкуренции в свою
очередь даёт возможность для развития новым и действующим агентствам
недвижимости. Но станет ли франчайзинг основной моделью развития? Что мешает
франшизам агентств недвижимости в России захватить рынок? Какие технологии
используют крупные риэлторские сети, чтобы построить работу с франчайзи и не
растерять клиентов? Какие факторы определяют величину паушального взноса и
роялти на рынке недвижимости?
Согласно данным БИБОСС, пять лет назад доля франшиз агентств недвижимости,
работающих на российском риэлторском рынке, составляла порядка 3-5%. Опрос
агентств недвижимости показал, что за прошедшее время ситуация существенно
не изменилась. Глава АН «ХИРШ» Феликс Альберт сообщил, что сегодня в России
всего 5-7% рынка приходится на франшизы риэлторских агентств. В Китае эта
доля составляет порядка 20%, а в США число сделок по недвижимости,
заключенных франчайзинговыми сетями, и вовсе превышает 45%.
Покупатели франшиз агентств недвижимости получают не только более-менее
известный бренд, но и определенные технологии. В последние годы многие
франшизы сделали ставки на продвижение через интернет.
Сейчас в сети легко найти недвижимость и без участия риэлторов. Чтобы не
растерять клиентов, многие агентства запустили собственные онлайн-базы
недвижимости. Они есть у «ХИРШ», DOKI РЕАЛТИ и МИЭЛЬ. Франчайзи этих
компаний получают возможность размещать свои объекты в единых базах. Часть
франшиз агентств недвижимости предоставляет своим франчайзи субдомен на
едином федеральном сайте. Такая услуга есть у АН «Этажи». На региональной
странице компании можно выбрать риэлтора, а также посмотреть предложения
недвижимости в каждом регионе. Чтобы повысить эффективность работы своих
риэлторов и улучшить взаимодействие с франчайзи многие агентства
недвижимости запустили собственные CRM-системы. Все они позволяют вести базы
объектов недвижимости, базы клиентов и владельцев недвижимости, отслеживать
взаимодействия риэлторов с клиентами, учитывать входящие заявки, размещенные
на сайте компании, вести документооборот.
Собственную CRM-систему запатентовало агентство «Этажи». РИЭС - CRM-система
«Этажей» - помимо стандартных действий позволяет быстро находить подходящие
варианты недвижимости по заданным параметрам, смотреть планы помещений,
публиковать объявления о новых объектах на сайте и получать отчеты об их
продаже, а также получать отчёты по размещению объявлений в СМИ. Кроме того,
система АН «Этажи» включает внутренний портал для франчайзи, на котором они
могут совместно решать деловые вопросы.
CENTURY 21 использует CRM-систему,
специально разработанную компанией Terrasoft. Она позволяет франчайзи
проводить и контролировать полноценные рекламные кампании. CRM-система
интегрирована с Федеральной информационной адресной системой и «Яндекс-картами».
Кроме того, через CRM-систему франчайзи CENTURY 21 могут обращаться в
головной офис за онлайн-консультациями.
Агентство «ХИРШ» использует
CRM-систему Intrum. Она позволяет при размещении новых объектов на сайте
компании также управлять их размещением в мобильном приложении и на сайтах
объявлений, таких как Avito и «Из рук в руки». Помимо этого, Intrum включает
в себя корпоративную социальную сеть для сотрудников.
CRM-система «Агентства
регионального развития» заточена специально под работу с коммерческой
недвижимостью. Она позволяет учитывать специфику в сегментах офисной,
торговой и складской недвижимости, а также значимые для сделки условия
договоров. При этом нужно понимать, что работа на рынке коммерческой
недвижимости значительно отличается от работы с жилой недвижимостью. В
«коммерции» действуют свои законы и развития рынка, и работы по франчайзингу.
Франшизы агентств недвижимости на российском рынке пока штучный товар. Часть
игроков связывает это с тем, что франчайзинг в нашей стране ещё молод. Тем
не менее, за последние пять лет ситуация во франчайзинге агентств
недвижимости сильных перемен не претерпела. Причины этого кроются как в
особенностях рынка недвижимости, так и в национальном менталитете. Эти же
факторы, помноженные на неблагоприятную экономическую ситуацию, в ближайшее
время будут сдерживать развитие франчайзинга на рынке недвижимости.
beboss.ru
(фрагмент статьи)