Как было объявлено в рамках
SAS Forum Russia 2015, компания будет наращивать усилия на рынке ретейла и
госсектора. Пока же больше половины прибыли ей приносят банки.
Как заявил Валерий Панкратов, генеральный
директор SAS в России и СНГ, выступая в ходе традиционного форума компании,
более половины прибыли ей приносят банки, достаточно сильны позиции SAS и в
телекоме. Ретейл, госсектор и транспортная отрасль пока относительно новые
направления и требуют довольно больших усилий для продвижения на рынке.
За прошлый год SAS реализовала в России 51
проект. Из недавних контрактов особо выделяется соглашение с «Роснефтью»,
заключенное несколько месяцев назад.
Говоря о технических новшествах, Панкратов
отметил, что разработчики SAS уже в четвертый раз в истории переписывают ядро
системы. «Эпоха мэйнфреймов, а затем и клиент-серверной архитектуры прошла.
Сейчас наблюдается тенденция перехода в облака и к распределенным вычислениям, а
также потребность в обработке Больших Данных. Все это заставляет менять
архитектуру решений», — пояснил он.
Нынешний форум стал одним из самых масштабных
по количеству представленных вертикалей, с которыми работает компания. Некоторые
из них, к примеру аналитика для муниципального управления и розничной торговли,
впервые появились в программе мероприятия. Тем не менее основную массу, как
обычно, составили выступления финансовых организаций.
Все чаще ведутся проекты по переходу с
высокопроизводительного оборудования старшего класса на кластеры, собранные из
массовых систем. Например, банку «ЮниКредит» потребовалось перевести на такую
платформу хранилище данных для подготовки регуляторной отчетности.
«Да, мы ввязывались в проект, реализуемый на
базе ранее неопробованных нам технологий, но были готовы рисковать и делить
риски с поставщиком», — подчеркнул Вячеслав Мамаев, руководитель ИТ-проектов
банка «ЮниКредит».
На тот момент хранилище было развернуто на
платформе из двух крупных серверов. Их время восстановления в случае инцидентов
составляло 24 часа. Чтобы удовлетворить жесткие требования регулятора к
предоставлению информации, необходимо было повысить надежность, сократив время
восстановления до одного часа и полностью исключив потерю данных. Этот проект
стал первым промышленным внедрением SAS Grid Manager в России. В результате
перевода хранилища на кластерное решение удалось достигнуть необходимых
показателей предоставления регуляторной отчетности, одновременно оптимизировав
стоимость закупки и поддержки оборудования.
Александр Любимов, начальник отдела управления
клиентскими отношениями «Райффайзенбанка», рассказал о выстраивании
маркетинговой деятельности. Еще не так давно в банке использовался «самодельный»
аналитический CRM-инструментарий на базе офисных приложений.
Следовало повысить эффективность продаж, уйдя
от «ковровой бомбардировки» клиентов. Кроме того, из-за недостаточной
актуальности информации, содержащейся в хранилище данных, предложения не вполне
соответствовали реальности, что снижало лояльность клиентов.
Решить проблему удалось с помощью нового
хранилища, повысившего оперативность используемой информации, а также систем SAS
Marketing Automation и SAS Optimizer. В эти системы переведена вся маркетинговая
активность.
Отдельным направлением использования
аналитических решений становится борьба с различными видами мошенничества. Как
признал Сергей Горелов, руководитель проектов «Уралсиба», ситуация в страховой
отрасли далека от идеала. Более 15% страховых выплат приходится на мошеннические
обращения, и, чтобы компенсировать ущерб от деятельности преступников, компании
вынуждены повышать стоимость полисов на 10-15%. При этом три четверти портфеля
договоров «Уралсиба» приходится на массовые виды автострахования. Это огромный
объем договоров, которые невозможно отследить вручную.
«Нигде на прежних местах работы я не видел
глубокой аналитики. В основном были ручные процессы, не позволяющие эффективно
вести мониторинг», — сказал Горелов. Между тем есть клиенты, которые приходят в
страховые компании регулярно, как за зарплатой, инсценируя происшествия.
Автоматизация выявления мошеннических действий с помощью решений SAS стала
стратегически важной задачей. При этом речь идет о создании большого количества
специфичных моделей, охватывающих все сценарии мошенничества, включая внутренние
инциденты с участием собственных сотрудников.
Маркетинг в реальном времени
Компании уже давно изучают активность клиентов
в Сети, хотя и предпочитают не афишировать этого. Как отметил Степан Ванин,
старший консультант по аналитическим решениям SAS, в первую очередь внимание при
этом обращают на историю поисковых запросов и посещенных страниц, а также на
данные из профилей в социальных сетях.
Уже появилась масса проектов, заключающихся в
обогащении данных о клиентах при помощи внешних источников с целью повышения
эффективности маркетинговых акций. Например, если человек посещает сайт
туроператора, то, вполне вероятно, он собирается в отпуск и ему можно предложить
кредитную карту, а если регулярно занимается экстремальными видами спорта, то
может быть заинтересован в страховании здоровья. Конечно же, многие из таких
данных быстро «протухают», их актуальность длится от нескольких дней до
буквально нескольких часов. Компании, пытающиеся в полной мере соответствовать
запросам клиентов, должны проводить чрезвычайно оперативный маркетинг, близкий к
реальному времени.
Есть и более изощренные схемы, в которых
используются сведения, не являющиеся открытыми. Например, объединяя данные
клиента банка с его биллинговой историей, можно радикально повысить
достоверность скоринговых моделей.
У «ВымпелКома» сейчас находятся на пилотной
стадии проекты по скорингу с несколькими известными российскими банками. О
перспективах их коммерческой эксплуатации пока говорить рано.
«Есть виды данных, которыми не обладает никто,
кроме мобильных операторов», — уверена Екатерина Линкевич, руководитель службы
управления проектами Big Data «ВымпелКома». Она подчеркнула, что предоставление
услуг скоринга возможно только по тем абонентам, которые дали согласие оператору
связи на обработку и передачу персональных данных. Все финансовые организации,
заинтересованные в получении скорингового балла от оператора связи, при
заполнении документов на кредитную заявку должны учитывать наличие согласия
клиента на то, чтобы «ВымпелКом» проводил обработку его персональных данных с
указанной целью.
Надо отметить, что персональные данные и
информация об оказываемых услугах финансовым организациям не передаются. Банкам
сообщается исключительно обобщенный скоринговый балл, полученный в результате
анализа данных об абоненте и оказанных услугах. О модели «данные как сервис»
аналитики говорили уже довольно давно, однако лишь сейчас она становится
реальностью.
computerworld.ru