Украинская IT-компания Terrasoft
стремится получить весомую долю в США, имея 20% рынка СНГ. Об этом в интервью
БИЗНЕСу рассказала Катерина Костерева, основательница IT-компании Terrasoft.
По словам госпожи Костеревой,
в СНГ доля рынка Terrasoft составляет 20%. «Это огромная доля. В США у нас
доля очень маленькая. Так вот, получить весомую долю в Америке — это новый
вызов, и мы над этим работаем», — отметила госпожа Костерева.
С основательницей
IT-компании Terrasoft Катериной Костеревой корреспондент БИЗНЕСа поговорила
после презентации усовершенствованной линейки программного обеспечения
bpm’online. Эта платформа предназначена для управления бизнес-процессами
продаж, маркетинга и сервиса. В 2014 г. она была признана мировым лидером на
рынке программного обеспечения для управления продажами. Сама же компания
Terrasoft — лидер на рынке CRM-систем в СНГ и ведущий поставщик в мире.
Среди клиентов — более 6 тыс. средних и крупных предприятий, пишет на
страницах БИЗНЕСа Татьяна Павленко.
— Вы создали компанию в
25 лет. Как вы пришли в эту сферу?
— Меня всегда интересовала
тема управления взаимоотношениями с клиентами — с точки зрения бизнеса, а не
IT. Мне было интересно знать, как выстраивать отношения с клиентом на разных
фазах: когда он только начинает интересоваться продуктом или услугой, на
этапе продажи, на этапе обслуживания. Чтобы автоматизировать эти процессы,
мы с моим партнером в 2002 г. создали соответствующее программное
обеспечение. В Украине в то время не было таких систем, но мы очень быстро
вышли на рынки стран СНГ.
— Расскажите
подробнее о том, какие этапы прошла компания.
— Когда начинали, нас было
двое, потом работали впятером, вдесятером. Работали с малым и средним
бизнесом, по мере развития технологий — с крупными компаниями. В 2006 г. мы
вышли на тот уровень, когда лидеры отраслей стали использовать наш продукт.
Это была вторая веха в развитии компании. А третья — когда мы вышли на
международный рынок и у нас начали появляться клиенты в США и
Великобритании.
— Сейчас у вас
работают 530 человек. Как вам удается управлять таким количеством людей?
— К нам даже иногда
приходят посмотреть на корпоративную культуру. Мы очень открыты и очень
по-честному выстраиваем взаимоотношения со своей командой, и за это команда
платит такой же преданностью и открытостью. Когда по-честному относишься к
своим людям и делишь с ними успех и, наоборот, открыто говоришь о каких-то
неудачах, получается команда. Конечно, у нас есть процессы, регламент, но
все равно первичны отношения между людьми. Мы занимаемся CRM, у нас все люди
должны быть клиентоориентированными. Если человек, например,
суперпрограммист, но по базовым навыкам не подходит, мы никогда его не
возьмем на работу. В итоге мы собираем в коллективе единомышленников. У нас
очень много пар появляется, потому что люди друг на друга похожи, у них у
всех одни ценности и принципы: они ориентированы на рост, на развитие, на
самосовершенствование. Можно сказать, небезразличные люди.
— На международном
рынке много конкурентов. Как удается их обойти?
— В принципе, конкуренция —
это двигатель прогресса. Чем больше конкуренции, тем лучше. Тем быстрее мы
будем развиваться и расти. А если мы недостаточно сильные, значит, должны
уйти с рынка. Если в какой-то отрасли нет конкуренции, отрасль будет
стагнировать, не будет «драйва»: «Смотри, у него уже такая возможность есть!
А мы отстали! Погнали, обгоним его здесь!»
— Мне очень нравится то, чем
мы занимаемся, — создаем продукты, помогающие выстраивать взаимоотношения с
клиентами. Например, как поменять процесс, чтобы лучше шли продажи, как
добавить какую-то галочку. Многие женщины в бизнесе связаны с красотой —
косметика, одежда, им нравится этим заниматься, они следят за какими-то
новыми кремами, тенденциями. Мне интересно создавать хорошее программное
обеспечение.
— Когда вы заканчивали
университет, думали, что все так сложится? Была цель создать крупную
компанию?
— У меня всегда была одна
цель: делать то, что мне нравится. У меня никаких других целей не было. Я
хотела заниматься тем, что заставляет меня в 7:00 вскакивать с кровати и
бежать на работу.
— Сталкивались ли вы с
какими-то гендерными предубеждениями и стереотипами в работе?
— Если я отвечу, что нет,
это будет очень скучный ответ? (смеется) Честно: нет. Я только что
разговаривала со своими друзьями. Это два матерых IT-шника, лучшие в нашей
стране, мы с ними на равных общались, потому что пол не имеет значения —
важен только профессионализм. Если нам есть о чем поговорить, есть что друг
другу рассказать, какое значение имеет то, что я женщина?
— Какие качества вы в
себе сознательно воспитывали?
— Я все время воспитываю в
себе одно качество — стремление к самосовершенствованию. Людям очень тяжело
выходить из зоны комфорта. Как только люди попадают в ситуацию, когда им
хорошо, все стабильно, хорошая работа и нормальный доход, они
останавливаются в росте и развитии. У меня тоже такие периоды в жизни были.
Постоянное выведение себя из зоны комфорта, новые вызовы и риски для себя
как для личности — это самое сложное, что есть.
business.ua