Как известно в кризисе нужно
действовать быстро, и в тоже время, осторожно.
Но с чего начать? Как все предусмотреть и не допустить паники и замешательства.
Любое резкое движение способно повлиять на настроение клиентов, партнеров,
акционеров или сотрудников. И как часто это бывает, в самой сложной ситуации
руководителю нужно отвечать на свои же вопросы. И самому себе доказать свой
авторитет и способность управлять.
В этой статье я хотел бы рассмотреть несколько практичных рекомендаций по
управлению бизнесом в нестабильной ситуации.
Рекомендация 1.
«Признать, что кризис начался и закончится не быстро!»
Решение проблемы начинается с ее
осознания! Признайтесь себе, что жизнь изменилась и прежней «халявы» уже не
будет. Перестаньте тешить себя иллюзиями: «Авось пронесет, нас не зацепит…».
Рынок уже изменился и это надо признать.
Проверьте свое эмоциональное состояние и возьмите его под постоянный контроль.
Конечно – это не просто. Особенно, если в голове навязчивая мысль, где взять
новый кредит? Или как удержать падающий объем продаж, как не потерять клиентов и
возможно ли найти новых? Как уменьшить размеры дебиторской задолженности, как
вернуть деньги, которые именно сейчас так нужны? А ещё нужно сократить издержки:
кого уволить, а кого оставить? Как принять непопулярные решения и не допустить
паники в коллективе?
Вы можете скрыть свое состояние от сотрудников, от семьи, но только не от самого
себя. Себя не обманешь. Поэтому любые управленческие решения, принятые в таком
состоянии могут быть губительны.
Поэтому еще раз повторю: Контролируйте собственное эмоциональное состояние.
Пусть голова будет холодной, сердце горячим, а руки твердыми.
Помните закон всеобъемлющей обратной связи. Если бабочка махнула крылом на одном
берегу океана – ждите на другом цунами (П. Сенге). Небольшие изменения в вашей
голове сегодня могут привести к огромным потерям или прибыли завтра.
Рекомендация 2.
«Другие клиенты – другие потребности»
Спад на многих рынках привел к
снижению продаж «вчерашних» продуктов. Что это значит для руководителя IT-бизнеса?
Это значит, что сегодня нужно искать новые потребности, исследовать новые
проблемы, и под них создавать новые решения.
Сегодня у ваших клиентов, кто хочет быть более конкурентоспособным, существует
острая необходимость работать намного быстрее и эффективнее, чем раньше. Именно
для этих задач можно разрабатывать новые IT-сервисы и программные решения.
Забудьте про большинство ваших проектов, которыми вы так гордитесь.
Помогите клиентам достойно справиться с кризисом!
На мой взгляд, инвестиции в информационные технологии должны занять заслуженное
место в списке антикризисных мер как один из наиболее эффективных способов
сокращения общих расходов.
Узнайте заново потребности своих клиентов и подстройтесь под них как можно
скорее.
Рекомендация 3.
«Заставьте себя расстаться с планами, сформированными в докризисных тепличных
условиях!»
Трезво оцените сложившуюся
ситуацию. Для руководителя IT-компании откатиться на несколько лет назад — шаг
почти невозможный.
И, тем не менее, для многих уже стало понятно, что развитие не может быть вечным.
Бесполезно развиваться в новых условиях со старым подходом. Долгосрочные
оптимистичные планы необходимо переосмыслить и выработать три возможных варианта.
План А должен быть самым пессимистичным. План B должен допускать некоторый рост
и возможности. А в плане С нужно отразить наиболее привлекательные перспективы.
Помните простую истину: не бывает поражений – есть только обратная связь. И даже
у такой глобальной обратной связи, как экономический кризис - есть позитивное
значение.
Кризис помогает более эффективным стать более успешным.
Кстати, многие уже заметили позитивный эффект – перегретый рынок труда
стремительно остывает. Много толковых ребят сейчас хотят работать в вашей
компании. Значит, у вас скоро смогут работать лучшие люди.
Итак, разработайте новые планы или скорректируйте старые с учетом падения спроса
и изменения политики поставщиков.
Рекомендация 4.
«Начните расставлять приоритеты!»
Кризис тем и хорош, что
заставляет делать только самые важные дела. Он не прощает тех, кто не может
грамотно взвесить и отказаться от неприбыльных проектов.
Ресурсы ограничены, и направляться они должны только на сверх приоритетные
задачи. Во время кризиса как в бою, приказы должны быть четкими, ясными,
быстрыми и адекватными реальным изменениям.
Если вы собственник – это ваша основная головная боль. И от вас будут ждать
принятия данного решения. Что хозяин хочет в данной ситуации от бизнеса?
Минимизировать риски, выйти в cash, заложить фундамент под развитие, начать
агрессивный рост, когда все выжидают.
Если вы наемный руководитель, тогда вам необходимо делится информацией «с
фронтов» и помочь принять непростое решение собственнику или генеральному
директору.
У вас должно быть максимум информации от менеджеров и сотрудников, чтобы
максимально грамотно подойти к принятию такого важного решения. Без четких
требований можно уже завтра получить дырку от бублика.
Откажитесь, если нужно от задач, которые не принесут бизнесу прибыли.
Сконцентрируйтесь на главном направлении.
Рекомендация 5.
«Подготовьте команду к серьёзной работе!»
Озвучьте новые цели и приоритеты
всем, кто вместе с вами будет преодолевать трудности.
Ваша команда должна знать новые правила игры. Ваши сотрудники должны знать о
ваших планах и ваших ожиданиях! Важно не просто поставить их перед фактом, а
объяснить, ПОЧЕМУ такие изменения, что от них требуется в новых условиях, какие
дополнительные усилия необходимы.
Один из принципов сильной команды – мобилизация в кризисной ситуации. Кризис
может здорово сплотить ваших сотрудников.
Часто, если в организации была демократия, то очень демократично объяснить, что
на время кризиса вводится авторитарный стиль с четкими задачами и границами
ответственности. Бардак в компании губителен. Возможно, вы предпримете меры по
повышению самодисциплины в компании. Настало время, когда нужно без напоминания
выполнять поставленные задачи. Вся организационная культура должна
соответствовать жестким требованиям внешней среды.
Рекомендация 6.
«Скорректируйте ключевые бизнес-процессы!»
Проанализируйте ключевые
процессы бизнеса. Возможно, потребуется изменить организационную структуру и
пересмотреть зоны ответственности. Подумайте, как вы можете оптимизировать
затраты на разработку или внедрение продукта.
С падением активности клиентов будьте готовы изменить приоритетные процессы
внутри компании. Возможно, потребуется больше внимания уделять ключевым клиентам.
Возможно, вы сделаете больший акцент на активном поиске новых клиентов и выход
на новые сегменты рынка. А может даже, в кризисе вы откажитесь от определенной
клиентской группы. Оптимизировать нужно и «бэк-офис». Однако здесь есть один
подводный камень – не экономьте на безопасности (информационной, юридической)
своего бизнеса. В кризисе, как правило, увеличивается количество всевозможных «подстав»
и «кидков».
Рекомендация 7.
«Экономьте!»
Экономить нужно осторожно. В IT-бизнесе
есть области, на которых нельзя экономить. Это ключевые специалисты, инженеры,
project-менеджеры и опытные сотрудники коммерческой службы. Всех, кто создает
добавленную стоимость для вашего продукта и компании – нужно сохранить.
Сократить издержки можно отказавшись от ненужных арендованных площадей. Для
нужных — снизить цену, проведя переговоры с арендатором. А кому сейчас легко?
Откажитесь на время от «имиджевых» затрат. Экономия на таких затратах как
реклама (если она не приносит мгновенной прибыли), канцтовары, представительские
расходы, «корпоративы» способна значительно поддержать вас финансово в сложные
дни.
Как это ни жестоко звучит, увольняйте бестолковых, ленивых и безответственных
сотрудников. Если вы правильно это подадите, то такие сокращения могут даже
усилить командный дух ключевого персонала.
Экономить ли на обучении?
Мне как, человеку, отдавшему более 10 лет обучению и развитию личной
эффективности, сложно ответить на такой вопрос объективно. Что нужно делать в
кризисе: обучать или экономить? Мой ответ – экономить! Экономить, но
останавливаться полностью. В данном случае очень важно понять точно – ЧЕМУ и
КОГО учить.
Три основных совета по обучению в кризисе.
Первый – обучение должно быть коротким и конкретным. Некогда осваивать
масштабные программы, применимые только во времена стабильности. Вам сейчас
нужны не дипломы, а быстрые и качественные решения бизнес-задач. В этом,
возможно, будет полезен хороший коуч или консультант, который за 1-2 часа
повернет ваше мышление в нужную сторону или поможет принять взвешенное
управленческое решение.
Второй – определите только актуальную тему. Вам не нужны больше популярные
тренинги в стиле «nice to have» – тайм-менеджмент, ораторское искусство, имидж и
самопрезентация. Оставьте это до лучших времен.
Третий совет - вкладывайтесь не во всех, а только в самых ключевых менеджеров –
возможно, это будете вы.
Подведем итоги:
• Итак, кризис, особенно для IT – это вызов! Выживут не все. Выиграть смогут
только самые целеустремленные.
• Кризис, прежде всего, в вашей голове… возьмите под контроль свои эмоции и
мышление.
• Рынок меняется быстрее, чем вы думаете… идите за клиентом. Станьте быстрыми.
• Ваши старые планы могут не выдержать новых условий, заново их пересмотрите.
• Сконцентрируйтесь на главном в своем бизнесе. Направьте ресурсы именно туда.
• Вдохновите команду на подвиги, донесите важность перемен, одному будет сложно.
• Оптимизируйте структуру компании, бизнес-процессы, но не забудьте о
безопасности.
• «Жадный платит дважды», «Экономный – на половину! Урезайте статьи расходов,
которые не связаны с эффективностью.
Михеев Александр
cgst.ru