В этой статье мы хотим
поделиться своим опытом работы с программным продуктом Microsoft Dymanics CRM
2013 Online – для чего и как его можно использовать, возможные проблемы
типового развертывания, типовой функционал – достоинства, недостатки и пути
решения проблем с наименьшими затратами.
Все изложенные тезисы основаны на практическом опыте внедрения системы у
конкретного заказчика.
Итак…
Почему «облако»?
Когда вариант с облачными
решениями становится привлекательным (наше субъективное мнение):
-
есть потребность в CRM
системе, но нет четкого видения «что, зачем и как»;
-
количество потенциальных
пользователей системы достаточно небольшое;
-
отсутствует необходимая
инфраструктура для развертывания решения;
-
есть желание оптимизировать
организацию внутренней системы поддержки нового решения;
-
нужно минимизировать
финансовые затраты на приобретение (поддержку) решения – здесь все ясно –
пробный период в 30 дней, невысокая стоимость подписки, достаточно льготные
условия оплаты (отсрочка платежа).
В итоге мы можем получить
богатый функционал «из коробки» с возможностью его расширения и адаптации под
требования бизнеса. На описании функционала и возможностей останавливаться нет
смысла, вся информация в избыточном количестве имеется в открытых источниках
информации.
Зарегистрировали. Что дальше?
Дальше настраиваем пользователей. И у нас есть два варианта: либо делаем
пользователей CRM Online в облаке вручную, либо настраиваем интеграцию с
существующим доменом AD. Отдельно остановимся на интеграции с Active Directory.
Преимущество использования интеграции с AD очевидно. С точки зрения
администрирования – у нас будет единый механизм для управления пользователями,
единые логины и пароли, — нам не придется вести отдельный набор учетных записей
в домене и в CRM. Если пользователь увольняется, его доступ блокируется ко всем
информационным ресурсам компании, включая CRM. Также возможно использовать одни
и те же доменные политики, такие как сложность пароля, количество неправильных
попыток и т.п. Но, для настройки интеграции потребуются и дополнительные
ресурсы:
-
Если хотим просто
синхронизировать, то потребуется сервер в домене с программным обеспечением
DirSync.
-
Если хотим организовать
единый вход (Single Sign On), тогда потребуется инфраструктура ADFS.
Нашего заказчика устроил более
простой вариант с синхронизацией AD посредством DirSync.
Настройка почтовой системы.
Работа с почтой в CRM Online и CRM On-Premises — это тема для отдельной статьи.
Сейчас же отметим, что наиболее полно почта в CRM Online интегрируется с
облачными службами Exchange Onlinе, Gmail, Yahoo. В случае использования внешних
коннекторов (Server Side Synchronization) есть ограничения в процессе
синхронизации отправленной почты из CRM Online и почтовыми ящиками
пользователей. В нашем случае используется синхронизация почты через внешний
коннектор.
Загрузка начальных данных
Доступ настроен, можно начинать
работать. Но, как правило, требуется (или хочется) перенести исторические данные
в новую систему. В общих случаях здесь все просто – CRM поддерживает основные
открытые форматы данных, также можно выгрузить шаблоны в формате XML для
подготовки данных для загрузки.
В шаблоны, подготовленные CRM,
внесены данные и успешно загружены в систему. Двигаемся дальше.
Теперь готовим данные по клиентам компании, опять же, на основе шаблонов CRM. В
данных по каждому клиенту в обязательном порядке содержится информация о его
географической принадлежности (федеральный округ, субъект РФ, населенный пункт).
Начинаем загрузку.
Здесь мы сталкиваемся с первой проблемой — система выдает ошибки импорта
(ссылка на дублирующие данные). В чем же дело?
А дело в том, что населенных пунктов с одинаковыми названиями в различных
субъектах РФ множество. Оказывается, несмотря на то, что мы организовали
иерархическую структуру справочников и при подготовке шаблона с данными для
загрузки указали, в каком субъекте РФ находится тот или иной населенный пункт с
одинаковым названием, при импорте система игнорирует этот факт и смотрит
уникальность по каждому полю. Так как городов с одинаковыми названиями у нас
много, то загрузить такие данные CRM не может.
Выход из ситуации? На усмотрение компании их может быть несколько:
-
другая система организации
справочной информации, например, в виде одной сложной сущности со всеми
необходимыми атрибутами, но, как показывает практика, организация связи типа
«сам на себя» — не лучший вариант;
-
организация загрузки данных
с помощью скриптов (требуется привлечение соответствующих технических
специалистов);
-
изменение наименования
населенных пунктов: у каждого уникальное название, после успешного импорта
можно переименовать обратно без потери информации (это дополнительный объем
работы по последующей корректировке данных).
Какой способ выбрать, каждая
компания выбирает сама. Главное — знать о потенциальной проблеме и на этапе
планирования работ учесть возможные риски.
Кстати, аналогичная проблема может возникнуть и при импорте организаций и
контактов: здесь может появиться конфликт между полем «Телефон» в
организации и полем «Рабочий телефон» контакта (CRM не допускает в этом поле
одинаковых значений). Выход – либо разные значения номеров телефонов, либо
использование собственных полей (атрибутов).
Организации и контакты
В большинстве случаев базовый функционал для организации работы с организациями
и контактами, который предлагает система, более чем достаточен (с учетом
возможных дополнительных настроек разделов штатными средствами системы).
Единственное неудобство, с которым часто сталкиваются пользователи, связано
исключительно со спецификой нашей страны. Ни для кого не секрет, что в силу
различных причин у одной и той же компании может быть несколько юридических лиц.
При этом контакты остаются одни и те же.
К сожалению, стандартный функционал CRM позволяет связать контакт только с одной
организацией, а использование функционала «головная организация» не всегда
удобно, в частности, ссылка на контакт не появляется в связанном представлении
контактов в организации, что не всегда удобно для оперативной работы конечных
пользователей.
Можно ли достаточно легко обойти это недостаток системы? Можно.
На самом деле, поле «контакт» придется оставить, возможно, переименовать его в «основной
контакт», и можно завести также связь Многое-ко-Многим между клиентами и
контактами. На форму нужно добавить на форму специальную табличку для
отображения редактирования контактов. Основной контакт будет использоваться в
представлениях, а также, допустим, при построении графиков, которые не
поддерживают множественные связи.
Доработка прав доступа
Стандартная система прав доступа CRM позволяет оперировать ролями прав доступа к
разделам информации и записям на уровне пользователя, подразделения и
организации, а также на уровне рабочих групп. Этой системы управления правами
доступа пользователей в большинстве случаев бывает достаточно. Однако в реально
жизни бывают исключения. Пример — в компании есть региональные менеджеры,
которые контролируют сделки в закрепленных за ними регионах. Причем в
штатной структуре компании все региональные менеджеры находятся в одном
структурном подразделении.
Если оперировать штатными средствами, то вариант решения будет таким: необходимо
вводить «искусственные» штатные подразделения для раздачи прав доступа на записи.
Это, с одной стороны, решит проблему, не прибегая к услугам технических
специалистов, но с другой стороны, породит новую проблему — штатная структура
компании в CRM будет отличаться от реально существующей, плюс количество этих
искусственно созданных подразделений будет равно количеству региональных
менеджеров.
Но существует и другой способ решить эту проблему, причем права доступа на
записи будут раздаваться на основе информации о том, к какому региону
принадлежит организация (интерес, сделка). Для этого для начала более посмотрим
на то, как устроена система прав доступа в CRM. Предположим, пользователь
пытается получить доступ определенного типа (на чтение, на изменения и т.п.) к
некой записи. Почему он может его получить? Есть два варианта:
-
Среди ролей пользователя
есть такая, которая позволяет получить требуемый доступ к сущности.
-
Пользователю предоставлен
доступ к ней (“share”).
Таким образом мы можем “расшаривать” каждую запись для регионального менеджера,
соответствующего региону сущности. Это несложная работа, и её легко
автоматизировать, написав специальный plugin, который будет предоставлять (или
убирать) общий доступ при изменении поля, определяющего регион.
Обратим внимание на раздел “тип отношений”. Мы видим пункты “Назначить”, “Общий
доступ” и т.п., и для каждого из этих действий можно определить тип поведения.
Например, выбрав для пункта “Общий доступ” тип поведения «каскад», мы получим
следующее: если кто-то предоставляет общий доступ к сущности, то мы получим
доступ и к дочерней тоже.
Заключение
Итак,
-
Microsoft Dynamics CRM 2013
Online «из коробки» представляет из себя мощный и достаточный инструмент.
-
Microsoft Dynamics CRM 2013
Online обладает простотой и гибкостью настройки бизнес-процессов и объектов
системы без программирования.
-
Расширение функционала
Microsoft Dynamics CRM 2013 Online, которое невозможно произвести с помощью
настроек, достаточно быстро и легко решаются с помощью средств
программирования.
-
Используемые технологии и
архитектура решения позволяют адаптировать систему под конкретную специфику
деятельности практически любой компании и интегрировать решение с
существующими информационными системами.
Продукт, возможно, спорный и
неоднозначный: с одной стороны, он позволяет проводить настройки (UI, структура
базы данных, бизнес-процессы) под бизнес-требования штатными средствами, не
прибегая к программированию (и это, однозначно, его сильная сторона и
конкурентное преимущество). Но с другой стороны, в этом заключается и его
«слабость» — пользователь оказывается зажат в рамки этого штатного функционала,
и дальнейшие расширения функционала возможны только с помощью технических
специалистов (то есть программирование).
Данное утверждение справедливо и для настройки пользовательского интерфейса, и
для бизнес-процессов, и для базовой логики работы системы.
В качестве простого бизнес-решения может подойти решение «из коробки», в случае
сложных бизнес-процессов и бизнес-требований, выходящих за рамки базового
функционала, увы, без доработок не обойтись.
(в сокращении)
Блог компании EastBanc
Technologies
habrahabr.ru