Алексей
Чернобровцев
Computerworld
Россия
Компания «Манго Телеком»,
которая осенью 2014 года перешла на англоязычный бренд Mango Office, —
провайдер облачных коммуникационных сервисов, изначально рассчитанных на
поддержку бизнеса небольших организаций.
Компания осваивает новые рынки и
масштабирует программные решения, предоставляемые по модели SaaS. Дмитрий Бызов,
генеральный директор Mango Office, рассказал Computerworld о работе компании и
ее дальнейших планах.
- Что происходит
сегодня в том сегменте рынка облачных сервисов, где вы работаете?
Ситуация на рынке облачных
сервисов заметно изменилась в лучшую сторону. Если еще полтора-два года назад
было много рассуждений об их жизнеспособности, то теперь с уверенностью можно
сказать, что применение облачных сервисов становится повседневной реальностью.
Сегодня, когда начинаешь общаться с людьми, понимаешь, что все они прибегают к
облачным сервисам. Думаю, скоро облака проникнут во все сегменты российской
экономики.
В апреле мы вышли на
исторический максимум продаж, но в мае, как отмечают также многие
сервис-провайдеры, активность рынка снизилась. Тем не менее, уже в октябре мы
превысили показатели прошлого года, а в ноябре превзойдем результаты апреля. В
целом число клиентов растет, а уже существующие клиенты увеличивают потребление
облачных сервисов. Заметен растущий интерес к сервисам Mango Office в регионах,
где их потребителями становятся более крупные, чем в Москве, компании, включая
филиалы банков и розничные сети. Начиная работу в новых городах, мы планируем
выход на безубыточный бизнес за время, не превышающее 25 месяцев, но реально
опережаем этот показатель.
- Как вы оцениваете
конкурентную среду? Ведь крупные российские операторы предлагают такие же, как
вы, сервисы, более того, — сопровождая их разнообразными пакетированными
предложениями?
Мы с самого начала понимали, что
выходим на рынок, где многие игроки обладают значительными ресурсами разработки,
маркетинга и продвижения своих сервисов. Поэтому создали виртуальную АТС, не
только соответствующую по функциональности лучшим аппаратным моделям, но в
отличие и от них, и от других облачных предложений, обладающую встроенными
средствами аналитики и поддержки принятия решений. Наша виртуальная АТС является
фактически инструментом поддержки бизнеса, она предоставляет данные по
статистике входящих звонков и формирует отчеты, то есть позволяет получить
«срезы» определенных параметров работы предприятий.
Развитием этой концепции стало
создание облачной системы CRM, которую мы интегрировали с телефонией, чтобы
фиксировать все входящие звонки и исключить влияние некорректных действий
персонала. В свою очередь, наш облачный центр обработки вызовов позволяет
контролировать и корректировать обработку звонков в режиме реального времени,
учитывая специфику и используя все ресурсы конкретного предприятия. Традиционно
контактные центры воспринимаются как инструмент крупных компаний, мы же
разработали решение для небольших организаций, где телефон – основное средство
взаимодействия с клиентами. Оптимизация и оперативное изменение правил
маршрутизации звонков, позволяют максимально быстро «дотянуть клиента» до
нужного специалиста, помогают повысить продажи на десятки процентов.
Крупные же операторы, включая
«большую тройку», сосредоточены в основном на телекоммуникационных функциях
своих виртуальных продуктов.
- Чтобы создавать
облачные сервисы, вы должны иметь коллектив высококвалифицированных
разработчиков программных продуктов…
Без малого 50 наших
программистов работают в Москве и почти 40 – в Минске. В Белоруссии стало
намного труднее набирать специалистов: там многие занимаются офшорным
программированием, приходится конкурировать с западными компаниями. У нас
имеются планы создать еще один центр разработки в России, а затем, возможно,
проводить внутренние тендеры при размещении заданий.
Одна из серьезных задач, над
которой мы сегодня работаем, – создание единых версий продуктов, которые можно
было бы использовать и в России, и за рубежом. Чтобы в рамках одной версии иметь
возможность учесть требования регуляторов, специфику бухучета, взаимодействие с
платежными системами и другие особенности местных рынков.
- В конце прошлого
года, когда одним из акционеров компании стал инвестиционный фонд Intel Capital,
вы объявили о планах выхода на зарубежные рынки. Как реализуются эти планы?
В Германии получена лицензия на
оказание услуг связи, которая действует в большинстве стран ЕС, выбран ЦОД во
Франкфурте для размещения оборудования европейского узла, зарегистрирована
торговая марка. Уже выбран офис, есть руководитель европейского бизнеса. В
декабре начинается его стажировка в Москве, а также будет устанавливаться
оборудование в ЦОД.
- В Европе все идет
гладко или есть проблемы, особенно сегодня? Есть ли отличия от работы в России?
Если говорить о клиентах, то
основное отличие – в их информированности. В России приходится объяснять, что
могут дать облачные сервисы, а в Германии интересуются в основном нюансами.
Проблемы возникают, но совсем не там, где мы их ждем. К примеру, заметно
затянулась процедура оплаты закупленных для узла продуктов, так как в банке
тщательно проверяли источник поступления денег, цели, на которые они будут
расходоваться, и потребовали подробный бизнес-план. Нам пояснили, что это
напрямую не связано с санкциями, так как подобная процедура характерна для всех
транзакций из стран, не входящих в ЕС. Когда же в банке узнали о финансировании
проекта из Intel Capital, то все значительно упростилось. В то же время не
советовали ссылаться на Intel в разговорах с потенциальными подписчиками, так
как сотрудничество с американскими технологическими компаниями вызывает
определенную настороженность в связи с последними скандалами о прослушках. В
общем, везде своя специфика.
- Вы планировали к
концу 2014 года выйти на уровень готовности сервисов, который характеризуется
четырьмя девятками. Что и какими средствами удалось сделать?
Задача решена дублированием
оборудования узлов, установленных во всех городах, где мы работаем, — серверов,
систем хранения, сетевых устройств, а также резервированием каналов связи с
городскими АТС и магистральных каналов. Распределенный между тремя ЦОД кластер
делает катастрофоустойчивыми компоненты облачной платформы: коммутатор, биллинг,
инфраструктуру SIP. Мы предлагаем клиентам, если есть такая потребность,
дублирование каналов последней мили, в том числе с помощью широкополосной
спутниковой связи. Впрочем, в регионах проблемы вызывает не только связь, но и
электропитание. Наряду с этим добились устранения краткосрочной остановки
сервисов при обновлении ПО и других регламентных работах. Провели также
реорганизацию сервисной службы. Она насчитывает теперь около полусотни
специалистов и работает круглосуточно. Высококвалифицированное ядро находится в
Москве, именно туда поступают все запросы, а в регионах есть выездные
специалисты, которые помогают клиентам, если вопрос не решается дистанционно.
- Кстати, а в своей
компании вы применяете собственные облачные продукты?
У себя мы используем и наши
облачные АТС, и центры обработки вызовов, и CRM и не представляем, как могли бы
работать без этого при нашей территориально распределенной структуре. В компании
— единая телефонная сеть, распределенные отделы продаж и обслуживания клиентов.
И если в одном регионе кто-то занят, то вызов сразу же перехватывает другой
офис.
- Осенью в «Манго
Телеком» провели ребреднинг и изменили название на Mango Office. Чем это
вызвано?
Новый корпоративный бренд теперь
совпадает с названием семейства облачных продуктов — Mango Office, которое мы
выносим на первый план, чтобы подчеркнуть значимость программного бизнеса в
нашей работе и SaaS-сервисов на его основе. Правильное позиционирование бизнеса
очень важно и при выходе на европейский рынок, а также при продвижении в
российские регионы, в субмиллионники и еще меньшие города. Там экономически
нецелесообразно создавать собственные узлы, а выгоднее заключать договора с
местными операторами связи, и слово «телеком» может лишь вызвать у них лишние
вопросы. Название Mango Office отражает также реальное положение дел: облачные
сервисы формируют постоянно растущую долю доходов, — треть в прошлом году, 45%
сегодня, в дальнейшем — еще больше.
- С чем компания
подходит к концу года?
Доход вплотную приближается к
миллиарду рублей, тогда как в прошлом году составлял 720 млн. Если говорить о
планах, то в них очень важную роль играет наша региональная программа,
увеличение в 2015 году числа городов присутствия с 13 до 20. Не менее значимым
является развитие SaaS-продуктов, мы намерены масштабировать все решения, чтобы
они соответствовали запросам использующих их растущих компаний. Планируем также
разработку решений для вертикальных рынков. Кроме того, ожидаем, что в связи с
импортозамещением повысится спрос на замену зарубежных УАТС, и виртуальные АТС
будут интегрироваться с аппаратными или заменять их. Нам же, в свою очередь,
необходимо постоянно повышать эффективность бизнеса и улучшать показатели
деятельности компании.